Главная / Библиотека / ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 314

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 314

приравнял это выбрасывание к убийству (Dig. XXV, 3,4). Подобранный мог стать и до-рогим существом для подобравшего и быть им усыновлен, и мог быть выращен как раб в расчете на его рабскую службу в будущем. Работорговцы охотно подбирали выбро-шенных: скромные траты на их воспитание щедро покрывались доходом от работы подросших детей и от их продажи. Почему вдруг появился интерес к их участи?

2 …требуется твое авторитетное решение. — Траян считался с местными обычаями. Плиний, не найдя никаких постановлений относительно Вифинии, желал авторитетного указания, тем более, что его не удовлетворяли «примеры» (exempla), т. е. решения проконсулов по частным случаям; он хотел общего постановления. Из обо-их писем ясно, что императорские эдикты имели силу только для той области и для тех лиц, ради которых были даны. Только веком позже Ульпианом было объявлено, что императорские рескрипты, касающиеся отдельного случая, имеют силу всеобщности. Плиний уже шел к такому заключению, считая, что распоряжения Траяна относитель-но Вифинии должны навсегда сохранить для нее силу: 108.2; 112.3.

3 Андания — маленький городок в Мессении, рядом с храмом Деметры, имев-шим право убежища. Может быть здесь собирались, ища защиты и помощи, подрос-шие «выкормыши».

4 …прочтены были и письма… к лакедемонянам. — Вопрос был, следовательно, впервые поставлен городами. — Авидий Нигрин — брат Авидия Квиета, консул 93 г. Точно датировать его проконсульство в Ахайе не удается. Он вместе с братом упо-мянут как друг и патрон Плутарха: de fraterno amore 1, 1, 478 в. — Армений Брокх не-известен.

5 …выкупать свободу выплатой за свое содержание. — Раб не имел права вы-ступать от собственного имени; свободу для него требовал assertor liberatis («защитник свободы») — лицо свободное. Кто были эти assertores? Скорее всего родители. — Тра-ян считал, что требованию свободы для человека, рожденного свободным, но обра-щенного в рабство тем, кто его, выброшенного, подобрал, не должно ставить препятст-вий. Обычая, требовавшего от вскормленника уплаты за свое содержание вскормив-шему его, в Греции не существовало. Траян подтверждает этот обычай для эллинизи-рованной провинции.

Письмо 67

1 …я сам отправлялся в другую часть провинции… — Плиний направлялся из Никеи в Юлиополис, см. 77.2.

Письма 68, 69

1 могилы разрушены… их заливает во время разлива… — Могила считалась по римским понятиям местом святым и неприкосновенным; поэтому для переделки моги-лы и переноса тела из одного места в другое требовалось разрешение понтификов. Об-ветшание могил или угроза наводнением были причинами уважительными.

2 Было бы жестоко заставлять провинциалов… — Сакральное право не распро-странялось за пределы Италии, но в провинциях с подобными просьбами обращались к наместникам.

Письма 70, 71

1 где в Прусе можно поставить баню… — О постройке бани в Прусе см. Х.23. За полгода, отделяющие то письмо от этого, ничего не было сделано, и место для нее выбирает Плиний; прусийцы не беспокоятся.

2 …не снесем ни одного здания… — В ряде городских уложений стоит требова-ние: не разрушай зданий, восстанавливать которые не собираешься.

3 Клавдий Полиен — местный аристократ, получивший римское гражданство от императора Клавдия, часовню которому он и воздвиг во внутреннем дворе (=пери-

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector