ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ПИСЬМА стр. 320

ления, с ними связанные (человеческие жертвоприношения у друидов, например). «Преступления» — flagitia — считались связанными с данным культом. Христиан об-виняли в преступлениях чудовищных, в убийствах младенцев, поедании их мяса, свальном грехе. Что эти обвинения, широко распространенные среди языческой черни, находили какой-то отклик и среди образованного класса, доказывает отзыв Тацита о христианах: секта «пагубная», «навлекшая своими мерзостями всеобщую ненависть» (Анн. 15, 44) и Светония: «люди, преданные новому и злотворному суеверию» (Нер. 16, 2). Ответ Траяна свидетельствует, что император этим наветам не верил.

4 Пока что с теми, на кого донесли…— До императора Валериана официальных преследований христиан не было. Преследования были «местные, по городам, подня-тые восставшей чернью» (Евсевий. Церк. история 3, 32), которую науськивали или принципиальные враги христиан, или те, кому оно наносило материальный ущерб: жрецы языческих культов, торговцы жертвенными животными, мясники, продававшие жертвенное мясо. Иногда погром вызывали сами христиане оскорблением языческой святыни. Не было и общеимперского закона против христиан: ни Тацит, ни Светоний, ни Плиний такого закона не знают, сам Траян в ответе Плинию отказывается устано-вить какое-либо общее правило. И внимание Плиния к христианам привлек частный донос.

5 …спрашивал во второй и третий раз… — Обвиняемым давали срок одуматься. Когда к Сатурнину, проконсулу Африки, привели христиан, он спросил «не дать ли вам времени для обдумывания? Вот вам 30 дней». Судьи часто прилагали все усилия к тому, чтобы добиться отречения и отпустить узников.

6 …наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. — Римскому магист-рату была безразлична религия обвиняемых: он наказывал за неподчинение ему, пред-ставителю римской власти.

7 Были и такие безумцы… — Римский консул мог приносить жертву Юпитеру Капитолийскому, совершенно не веря в его существование: он исполнял свой долг римского гражданина и магистрата — и только. К тому, во что он верил, это не имело никакого касательства. Другое дело христианин, уверовавший в «Бога Живого» (Is. 56, 8), который дал ему право называть его Отцом (Math. VI, 8, 15), обещал победу над смертью и жизнь бесконечную. Новая вера становилась содержанием жизни, опорой и утешением. Судья и подсудимый жили в совершенно разном мире мыслей и чувств: для Плиния не захотевший отречься — «безумец», а «безумец» убежден, что своим от-казом он сохранил себя для Христа и жизни вечной.

8 …они вслед за мной… — Плиний произносил молитвенную формулу, которую за ним повторяли.

9 …в установленный день… — воскресный. Для рабочего люда, большинства то-гдашних христиан, это было раннее утро — единственное свободное время.

10 …клятвенно… — Плиний, заинтересовавшийся «безумцами», так легко иду-щими на смерть, начал расспрашивать об их жизненном укладе. Так как они были со-обществом, то вопрос, в чем они обязывались, вступая в это общество, какую клятву давали, был естественен.

11 …для принятия пищи, обычной и невинной. — Опровергается обвинение в по-едании человеческого мяса.

12 …запретил тайные общества… — см. 33—34.

13 …двух рабынь, называвшихся служительницами…— это были дьяконисы.

14 Выискивать их незачем… — Тертуллиан укорял Траяна в непоследовательно-сти: «он запрещает разыскивать их как невинных и поручает наказывать их как ви-новных».

Письма 98, 99

1 Амастрида — приморский город; входил в состав Понтийского царства; ис-точником его богатства и тогда и при римлянах была торговля лесом.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector