ПЛУТАРХ Сравнительные жизнеописания стр. 1102

53.изгнаны Камиллом… – Подробнее Кам., 33.

54. Платон – «Федон», 68 d.

55. Александр – т.е. Парис, похититель Елены.

Ликург

1.в какую пору он жил. – Единственная твердая дата из перечисленных – это 776 г., с которого у греков велись списки победителей Олимпийских игр; поэтому иногда считалось, что в этом году и были утверждены (элидским Ифитом и спартанским Ликургом) устав игр и священное перемирие на время игр. Остальные – и счет по поколениям спартанских царей, и синхрония с Гомером – были расплывчаты уже для греков. По-видимому, легенда о Ликурге окончательно сложилась только в IV в.; царские списки уже были составлены, поэтому для него пришлось искать места вне их, не царем, а царским опекуном.

2.предположения Ксенофонта... – «Государственное устройство лакедемонян», 10, 8.

3. В тексте пропуск.

4. Харилай – имя это приблизительно значит «Радость народа».

5.некоторые из греческих писателей… – Напр., Геродот, II, 164; Страбон (по Эфору), X, 4, 19; Диодор (по Гекатею), 1, 48.

6. Гимнософисты (букв. «нагие мудрецы») – так называли греки индийских брахманов – аскетов, самьяши. Ср. Ал., 64.

7.дурное смешение соков… – Основное понятие греческой медицины: человеческое тело содержит 4 сока (кровь, слизь, черная и желтая желчь), и от правильной их пропорции зависит здоровье. Сравнение законодателя с врачом нередко уже у Платона.

8.знаменитое изречение… – Приводится у Геродота, VII, 65.

9.в храме Афины Меднодомной… – На спартанском акрополе, где в ее храме стены были покрыты бронзовыми изображениями.

10.по слову Платона… – «Законы», III, 691 е (та же медицинская метафора).

11. Аристотель – ссылки на него здесь имеют в виду несохранившиеся «Государственное устройство лакедемонян».

12.равно сумме своих множителей... – 28 = 1 +2 + 4 + 7 + 14. Такие числа греки называли «совершенными».

13. Ретра – Текст, приводимый Плутархом, написан языком с примесью дорийских слов и форм, некоторые слова в конце искажены; перевод приблизителен.

14. Аппелладзейн …Аполлона Пифийского – народное собрание в Спарте называлось «апелла»; но связь этого слова с именем Аполлона фантастична.

15. Текст испорчен.

16.проскений театра… – С IV в. во многих городах народные собрания созывались в театре, Ср. Тес., примеч. 29.

17. Платон – «Законы», III, 692 а.

18.сто тридцать лет спустя… – По эратосфеновской хронологии, относящей Ликурга к IX в., а эфорат к VIII в.

19. …позже. – Гл. 28—29.

20. … роскошь … исчезла … – По археологическим данным, этот переход от обычной греческой «роскоши» к казарменной «простоте» действительно имел место в Спарте, но позже, в начале VI в., когда II Мессенская война потребовала постоянного военного

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector