ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 286

ронам самих ворот.

62 (7) пытали; подобная жестокость былане в обычае у других эллинов.

63 ibid. денег διάφορον. В таком значении слово раньше Феофраста не встречается. В классическом периодеδιάφορος выгоды, преимущество. 64 (9) к Лусам, городок в северной Аркадии, не существовавший уже во время Павсания, т. е. во II в. по Р. X. (Pausan. VIII 18 2). Поимени этого городка назывался иногда поток Стиг, протекавший невдалеке.

65 (19 9) по перетаскиванию лодок, из Сардонического залива в Коринфский. В этом направлении перешеек имел, по словам Страбона, 40 стадий длины = 1 миля. Лодки перетаскивались на колесах. Прорытие перешейка предпринимали Деметрий Полиоркет, Ю. Цезарь, Калигула и Нерон. Срвн. Gester, ľIsthme de Corinthe, tentatives de percement dans ľantiquité Bullet. de corresp. hellén. VII. 1884, стр. 225—

232. 66 (12) достаточно… трубача, поговорочное выражение применительно к войску, терпящему поражение без битвы, при первых звуках неприятельской сигнальной трубы.

67 (20 4) собственную музыку τήν γε α;’ληθω;˜ς μουσικήν, в отличие от «музыки» в смысле, установленном Платоном, т. е. всей совокупности образовательных предметов, действующих на душу человека, рядом с «гимнастикой», обнимавшей всякого рода физические упражнения. Наиболее обстоятельное рассуждение об образовательном значении музыки и о необходимости ее в жизни гражданина см. у Аристотеля, Политика, стр. 232—246 (перев. Скворцова). Срвн. Platon. Republ. III, р. 398—400. Из новых сочинений см. особенно R. G. Н. Westphal, Geschichte der alten и. mittelalterlichen Musik. Bresl. 1865—66. Его же: die Musik des griech. Alterthums, L. 1883.

68 ibid. занятие… необходимо. Место это до гл. 21 9 списано во многом дословно Афенеем XIV 5, р. 626.

69 (5) Эфор, уроженец Кумы Эолийской, IV в. до Р. X., воспитался в риторической школе Исократа, автор истории Эллады в 30 книгах, с возвращения Гераклидов до 341 г. до Р. X. Древнейшим автором всеобщей истории называет Эфора Полибий (V 32). Для позднейших историков, особенно для Диодора Сицилийского, он служил любимейшим источником. В последние годы на основании Эфора вносятся существенные поправки в исторические известия Фукидида. Отрывки Эфора у Мюллера frr. histor. Graec. I, 234 сл.

70 (6) ритмом. В древней музыке и поэзии ритм, правильное чередование моментов движения в речи, музыке, орхестике, составлял более необходимый элемент, нежели в нашем искусстве.

71 ibid. Филоксена, сочинителя дифирамбов, род. приблизительно 435 г. ум. 380 до Р. X. Отрывки у Бергка, poetae lyrici gr. III. Тимофей из Милета ум. 357 г. Отрывки там же. Philoxeni, Timothei, Telestis dithyramb. reliquiae. De eorum vita et arte commentatus est, fragm. collex. et explan. G. Bippart. Lips. 1843.

72 (9) песни νόμοι. По словам аристофанова схолиаста (Equit. 9) номами назывались по-преимуществу гимны богам (οι;‛ε;’ς θεου;ςυ;‛; ´μνοι). В нашем месте разумеются хоровые песни, дифирамбы, позднейшего периода, когдамузыка взяла перевес над словами песни.

73 (10) наемными исполнителями ε;’πεισάκτων α;’κροαμάτων. У Ποлиб. α;’κρόαμα означает не песню, предмет исполнения, но исполнителя, декламатора или певца XVI 21 12. XXIII 5 9. XXXI 4 6. Активное занятие музыкою Аристотель ставит гораздо выше в образовательном значении, нежели пассивное восприятие исполняемых другими песен или музыкальных мелодий. Полит. V 6 (стр. 239 перев. Скворцова).

,ПодобноеисполнениегимновТиртеяулакедемонян .δειν;’; ´;μέροςα ;να ;’αпетьпоочереди ibid. 74

по словам Филохора. Athen. XIV, 29. 75 (12) в маршировке ε;’μβατήρια. Военный марш, у лакедемонян подобным образом описывается Фукидидом. V 70. 76 (21 1) самодеятельности αυ;’τουργίαν, работы собственными руками, а не при помощи рабов или наемников. Что пелопоннесцы живут трудами рук своих, говорит Фукидид устами Перикла. I 141 3.

77 ibid. климата τοΰ περιέχοντος, собств. обнимающей нас атмосферы, неба.

78 ibid. природные… климата. Источник этнических отличий афинян от фивян Цицерон видит в климате Аттики и Беотии (de fato 4). Ошибается, конечно, Полибий, когда переносит в незапамятную древность это сравнительно весьма позднее признание зависимости народного характера от окружающей природы и занятия аркадян музыкою объясняя сознательным стремлением древних аркадян смягчить влияние суровой природы. Зависимость эту устанавливал и Гиппократ (V в. до Р. X.). Hippocr. Т. I, стр.

549. 567 Kuhn. Суждения мегалопольца Полибия о климате Аркадии должны иметь для нас силу авторитета. Грубость и простота нравов аркадян, преимущественно пастухов и земледельцев соединялись с гостеприимством и идеализировались уже древними эллинами. Но представление об Аркадии как о стране райского счастья, невинности и ничем ненарушаемого мира есть плод фантазии новых поэтов, преимущественно итальянца Саннацаро и его подражателей. География Аркадии, см. Neumann u. Partsch, physik. Geogr. von Griechenland, стр. р. 55 сл. 74 сл. 180—185 и др. Kiepert, Lehrb. d. alt. Geogr. стр. 261 сл.

79 (9) очищение, как отдельных личностей, так и целых городов или стран совершались водою, огнем и пр. с принесением животной жертвы. Для этой цели употреблялись различные животные: бык, овца, козел, свинья и др. Пролитие крови животного заменяло собою умерщвление виновника скверны.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector