ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 294

227 (7) поток, т. е. Ароаний. Paus. VIII 24 2.

228 (8) Эриманф, теп. Дуана, приток Алфея, граница между Аркадией и Элидой. Кажется, разрушительное действие потока дало повод к народному сказанию об эриманфском вепре, жившем будто бы на горе Эриманфе и опустошавшем окрестности, пока зверь не был умерщвлен Гераклом. Apollod. Rod. Argon. I, 126.

229 (72 7) Ласиону, главное укрепление в высокой части Элиды, часто служило предметом спора между элейцами и аркадянами. 230 (73 2) Страт, в ЗападнойАркадии, у Гомера Стратия (Ил. II, 606); уже во время Страбона (VIII 8 2) не осталось иследовэтого города (около Р. X.).

231 (3) божеству, т. е. Зевсу. Ксенофонт (Hellen. III 2 22) рассказывает, что, когда спартанский царь Агис пожелал принести благодарственную жертву Зевсу за победу над афинянами (405 г. до Р. X.), элейцы не допустили его до этого, ссылаясь на исконный обычай, возбраняющий эллинам молиться элейскомуЗевсу за успех ввойне противэллинов.

232 (4) Элею, северная часть обширной береговой области, в македонское и римское время носившей общее название Элиды или Элий с главным городом того же имени на реке Пенее. В средней долине Пенея находилась Впалая Элида. С юга примыкала к Элее Писатида, орошаемая Алфеем, знаменитая Олимпией. Около 570 г. до Р. X. Писатида была окончательно покорена элейскими этолянами. Самая южная и гористая часть позднейшей Элеи, Трифилия, вошла надолго в состав Элеи только в римскую эпоху. Название свое она получила от смешанного населения трех племен, по словам Страбона VIII 3 3. Герод. IV 148. О географической принадлежности Трифилии к Аркадии см. Курциус, Peloponn. II, 75. 78.

233 (5) Диоскурий, следует отличать от другого поселения того же имени в Флиунтской области.

Curtius, Peloponn. I, 377. II, 478.

234 (6) по обилию… достояния. Поход Агида в Элею в 399 г. Ксенофонт (Hell. III 2 26) называет добыванием запасов (ε;’πισιτισμός) для Пелопоннесса, когда к лакедемонянам пристали, соблазняемые богатой добычей, аркадяне иахейцы.

235 (7) любят. Та же любовь к родной деревне свидетельствуется Фукидидом (II 16) и Исократом (Areopagit. 150 В) относительно жителейАттики.

236 ibid. в Элиде ει;’ς ’Ηλείαν. Мейнеке (Philolog. XII 371) предлагает поправку ει;’ςα;‛λίαν «народное собрание», принимаемую Гульчем и другими издателями. Набер (Mnemos. VI 238) читает ει;’ςε;’ κκλησίαν, Швейггейзер ει;’ς ’; ̃

Ηλιν, — название города, а не страны. Мы предпочитаем эту поправку ввиду того, что Исократ говорит то же самое о жителях Аттики, причем вм. имени Афин употреблять «город» ει;’ςα;’; ´στυ. Потом, указание автора на имущественный достаток заставляет предполагать не народные собрания, как цель посещения города, но городские празднества и развлечения вообще, требовавшие затрат. У того же Исократа называются городские празднества ει;’ς τα;ςε;‛ορτα;ς ει;’ςα;’; ´στυ καταβαίνειν. Areop. 150 В.

237 (9) с древних времен. Древние историки ничего не говорят об этой «уступке эллинов с общего согласия» (τω;˜ν ‛Ελλήνων συγχώρημα). Впервые известие появляется у Эфора (Didot, frr. histor. gr. I, 230) и, вероятно, с его слов повторяется Полибием и Диодором (VIII 1). Выражение Полибия слишком общее и неточное. В чем состояли привилегии элейцев и как сами они пользовались ими, об этом см. у Шемана, Gr. Alterth. II, 18 сл. 51 сл.2 Busolt, Lakedaimonier I, 190.

238 (74 2) при… положении, т. е. вооруженными, невозвратились к мирной жизни.

239 (4) Конечно так; но νη; Δί, α;’λλά обычная у Полибия формула предположительного возражения. Срвн. IX33 8. 36 8 и др. 240 ibid. людей, намек прежде всего наэтолян, изображаемых у Полибия грабителями эллинов. 241 (75 2) Фаламами. Лик (Mor. I, 4) называет эту местность красивейшею в той части собственно

Элей, которая находится у слияния Ладона и Пенея. Город того же имени был в Лаконике, в Мессении; элейские Фаламамы упоминаются только Полибием.

242 (5) сброд ο;’; ´χλος συρφετώδης, собственно смешанная толпа.

243 (77 5) характер δύναμις. Слово это понимается различно: maiestas Казобон, facundia naturalis, potentia in dicendo Рейске, ingenium Швейггейзер и др. Раньше (IV 77 1—4. 82 1) было сказано, что Филипп действовал обаятельно, с истинно царским великодушием.

244 (5) Фарей Φαραίαν. Ни в Элиде, ни в Аркадии неизвестно поселение Фар, или Фары, или Фареи. Здесь не может быть речи о Фарах Ахейских, лежавших далеко на северо-востоке от Олимпии. Телфуса и Герея — города Аркадии, один к северо-востоку от Олимпии, другой поближе к востоку. Между Олимпией и Гереей находился в Элиде по р. Алфею город Фрикса; поэтому вм. τη;νε;’πι; Φαραίαν следует, быть может, читать τ. ε;’. Φρίξαν. Но мы предпочли сохранить в тексте рукописное чтение, тем более что у Страбона (VIII 3 32) упоминается Ферея Φηραίαв Аркадии. Швейггейзер читает ‛Ηραίαν, чтение его принимает Е. Курциус. Peloponnes. I, 452. Мадвиг (advers. crit. I, 72 прим.) предлагает τη;νυ;‛ πώρειον «находящийся у подошвы гор», или что-нибудьподобное (aut simile).

245 (7) тарентинцев, род легкой конницы, без отношения к месту происхождения воинов. Они упоминаются как наемники в войске Филопемена (XI 12 6) и в войсках Антиоха Великого (XVI 18 7). Ливий выражается: «конные воины, которых называли тарентинцами» (XXXV 28). Тарентинцы имели по две лошади (α;’; ´μφιπποι) и вооружены были метательными копьями. Упоминаются впервые около 316 г. до

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector