ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 317

данно угрожало не с той стороны, в какую уже выстроилось войско с hastati впереди, principes подле них и triarii на другой стороне. Если неприятель угрожал в противоположном направлении, вперед должны были выступать triarii и делать поворот в эту же сторону следующие в тылу триариев principes и наконец hastati.

108 (43 3) пришли в упадок τη;˜ςε;’ναντίας πεΐραν ει;’ληφέναι μεταβολη;˜ς, испытали перемену в обратном направлении.

109 (4) фиванцы … народа. Историк имеет в виду эпоху Пелопида и Эпаминонда (379—362), войн фивян со спартанцами, особенно битву при Левктрах (371 г. до Р. X.), последствием которой было отпадение от Спарты пелопоннесских союзников и основание Мегалополя. Вместе с тем Фивы стали во главе беотийской симмахии. Но уже в 335 г. Фивы были разрушены Александром Македонским до основания. Xenoph. Hellen. VI. VII. Diod. Sic. XV 51—56. 62 сл.

110 (44 1—8) Уподобление государства носящемуся по морю судну обычно было у эллинов издавна. Выразителями отрицательного отношения к Афинской республике и восхваления спартанского устройства с конца V в. были Сократ и его ученики. Общее недовольство эллинов афинской гегемонией и падение могущества афинян служили видимым оправданием этого взгляда на афинскую демократию. Впоследствии учение о смешанном государственном устройстве, как единственно обеспечивающем устойчивость учреждений и равновесие враждебных интересов в государстве, учение, развиваемое с особенным усердием в школе стоиков, давало теоретическое основание для осуждения афинской демократии. Нерасположение пелопоннесца Полибия к Афинамвыражено не разв его истории.

111 (45 1) Каллисфен, современник и ученик Аристотеля, занимался преимущественно историей. Отрывки у К. Мюллера Scriptorum de republ. Alex. M. fragm. 1 сл.

112 (46 1) противоположность. Разногласие между Полибием и его предшественниками коренится, между прочим, в том, что он имеет в виду современное ему состояние на Крите, наступившее около 250 г. до Р. X. на смену олигархии; только теперь годичные власти (τα; κατα; τα;ςα;’ρχα;ςε;’πέτεια) заступили совет (βολά) пожизненных старейшин, геронтов. Полибий опускает многие сходства между критскими государствами и Лакедемоном. См. особенно 3-йт. Hoeck’a Kreta. Götting., 1823—1829, Gilbert, gr. Staatsalterth. II, 215 сл.

113 (47 7) мастеров τεχνΐται актеры и сценические писатели, именуемые автором οι;‛ περι; το;ν Διόνυσον τεχνΐται. XVI 21 8.

114 (48 2) божеского разума. Уже Геродот записал следующее приветствие, с каким дельфийская пифия будто бы обратилась к Ликургу: «Ты пришел, Ликург, в мой храм, ты, угодный Зевсу и всем обитателям Олимпа. Колеблюсь, как именовать тебя, божеством ли, или человеком; думаю, Ликург, скорее божеством». Были и такие, продолжает историк, которые приписывали Ликургово законодательство внушению самой пифии. I 65. Сравнение Лакедемона с Критом. Aristot. Polit. II 7.

115 (511) государства карфагенян. Aristot. Polit. II 8.

116 (52) к …рострам, ораторская трибуна на форуме у подошвы Капитолия. Она была украшена носами неприятельских кораблей (rostra), откуда и название ее, и служила местом произнесения речей римских магистратов, здесь же произносились laudationes funebres. Becker, Callus oder röm. Scenen der Zeit Augusts zur genaueren Kenntniss d. röm. Privatlebens. Bearb. von Rein Berlin, 1863—18824. III, 344—388. Marquadt, das Privatleben der Römer. Leipz., 1878. I, 330 сл., 235 сл.

117 ibid. ставят … на ноги… ε;‛στώς, на ложе κατακεκλιμένος. Геродиан (IV 2 2) ε;’πι; μεγίστης ε;’ λεφαντίνης κλίνης. На ноги ставили изображение.

118 (53 4) после погребения θάψαντες. Хоронить sepelire θάπτεινобщий термин как для предания земле (humare), так и для сожжения (urere, cremare), в обычае были оба способа погребения, как и у эллинов, но трупосожжение было употребительнее.

119 ibid. изображение ει;’κών, imago. Право выставлять (jus imaginum) восковые раскрашенные маски (cerae) или изображения во весь рост было привилегией знати, οι;‛ε;’πιφανεΐς nobiles, т. е. граждан, занимавших при жизни курульные должности без различия происхождения патрицианского или плебейского. В деревянных киотах (armaria) они помещались в передней части римского дома, в атриуме (prima aedium pars ο;‛ε;’πιφανέστατος τόπος τη;˜ς οι;’κίας), «чтобы потомки не только читали о доблестях предков, но и подражали им», замечает Вал. Максим (V 8 3). Плиний так говорит о масках: expressi cera vultus singulis disponebantur armariis, ut essent imagines quae comitarentur gentilitia funera. Hist. Nat. XXXV

2. Под каждым изображением помещалась надпись с перечислением всех должностей, какие занимал покойник. 120 (5) цвет кожи κατα; τη;νυ;‛πογραφήν «в отношении раскраски», но не подписи, как толкует Марквардт. Privatleb. I, 237.

121 (7) одежды…каймой ε;’σθη;˜τας περιπορφύρους, toga praetexta, тога, шитая золотом διάχρυσος, toga picta.

122 (9) на креслах … кости ε;’πι; δίφρων ε;’λεφαντίνων, sellae curules, непременная принадлежность курульной должности, позднее делались из мрамора или металла.

123 (55 3) радостно. Так мы передаем κατα; προαίρεσιν, т. е. согласно принятому раньше решению. Казобон: spontaneam mortem oppetiit. Швейггейзер точнее: voluntariae morti se destinavit. Случай относится к войне с Порсеною на втором году республики, рассказан иначе Ливием (II 10), Дионисием Галик.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector