ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 542

и тела. Если ни один народ не выносит такого рода слабостей в своих царях, то народ вифинский в особенности. Кроме того, Прусий со всею разнузданностью предавался чувственным наслаждениям. Просвещение, философия и связанные с нею занятия были ему совершенно чужды; словом, он не имел ни малейшего представления о доблести, день и ночь проводя как Сарданапал варвар. Поэтому лишь только подчиненный ему народ возымел слабую надежду на освобождение, им овладело неудержимое желание не только избавиться от своего царя, но еще и отмстить ему (О добродетелях и пороках).

1.                 Мусей в Македонии. …Мусей26, местность подле Олимпа, что в Македонии. Полибий в тридцатьседьмой книге (Стеф. Визант.).

2.                 Суждения автора о судьбе и божествах как причинах событий. …Порицая людей, которые величают судьбу или рок виновниками общенародных событий или превратностей отдельных лиц27, Полибий говорит так: «Я желаю теперь высказаться по сему предмету, насколько государственная история это допускает. Действительно, в тех затруднительных случаях, когда по слабости человеческой нельзя или трудно распознать причину, там можно отнести ее к божеству или судьбе: например, продолжительные, необычайно28 обильные ливни и дожди, с другой стороны жара и холода, вследствие их бесплодие, точно так же продолжительная чума и другие подобные бедствия, причины коих нелегко отыскать. Вот почему в такого рода затруднительных случаях мы не без основания примыкаем к верованиям народа, стараемся молитвами и жертвами умилостивить божество, посылаем вопросить богов, что нам говорить или делать для того, чтобы улучшить наше положение или устранить одолевающие, нас бедствия. Напротив, не следует, мне кажется, привлекать божество к объяснению таких случаев, когда есть возможность разыскать, отчего или благодаря чему произошло случившееся. Я разумею, например, следующее: в наше время всю Элладу постигло бесплодие женщин и вообще убыль населения, так что города обезлюдели, пошли неурожаи, хотя мы и не имели ни войн непрерывных, ни ужасов чумы. Итак, если бы кто посоветовал нам обратиться к богам с вопросом, какие речи или действия могут сделать город наш многолюднее и счастливее, то разве подобный советчик не показался бы нам глупцом, ибо причина бедствия очевидна, и устранение ее в нашей власти». Дело в том, что люди испортились, стали тщеславны, любостяжательны и изнеженны, не хотят заключать браков, а если и женятся, то не хотят вскармливать прижитых детей, разве одного-двух из числа очень многих, чтобы этим способом оставить их богатыми и воспитать в роскоши; отсюда-то в короткое время и выросло зло. Ибо ясно и неизбежно, что при одном или двух детях, если одно похитит война или болезнь, дома пустеют, и как у пчел ульи, так точно у народовгорода постепенно приходят в упадок и бессилие. В этих случаях нет нужды вопрошать божество, каким способом избавиться нам от такого бедствия. Действительно, первый встречный сумеет сказать, что лучше всего нам самим исправить собственные наклонности или по меньшей мере законом обязать родителей вскармливать своих детей, так что в гадателях или чудесных знамениях здесь нет нужды. То же самое имеет силу и по отношению к частным случаям. Даже и тогда, когда невозможно или трудно найти причину, следует старательно искать ее. К числу таких происшествий принадлежит и поведение македонян. Важные и многочисленные услуги оказали им римляне: государство их освободили от произвола самовластных правителей и от тягости налогов, состояние рабства заменили свободой29. С другой стороны, отдельные граждане избавлены были от тяжких  (… )  кровавых междоусобиц  (… ) 30 сражаясь против римлян за Деметрия, потом за Персея, отдали победить себя: зато доказали мужество и одержали победу над римлянами, когда сражались под начальством негодяя за его царское достоинство. Кто не станет в тупик перед подобным явлением! В самом деле, трудно найти ему объяснение. Вот почему можно не без основания усматривать в подобном расположении македонян божеское наказание, гнев божий, посетивший всех их. Из следующего это будет ясно (Сокращение ватиканское).

3.                 Выдающиеся достоинства царя Масанассы. …Масанасса31, царь ливийских нумидян, был достойнейшим и счастливейшим из царей нашего времени; он царствовал шестьдесят лет с лишним, обладая прекраснейшим здоровьем и дожил до глубочайшей старости: ему было тогда девяносто лет от роду. Над всеми современниками он выдавался телесной силой32. Так, когда бывало нужно, Масанасса простаивал на ногах целый день не трогаясь с места33 и столько же времени просиживал без устали на месте не вставая, мог непрерывно день и ночь провести верхом на лошади. Образчиком34 его телесной крепости служит следующее: умирая на девяностом году от рождения, Масанасса оставлял четырехлетнего сына, по имени Стембан35, которого после этого усыновил Микипса; кроме Стембана, у него было еще четыре сына.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector