ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 543

Благодаря взаимному расположению детей Масанасса во всю жизнь не знал каких бы то ни было козней против своейвласти, никаких домашних раздоров.

Но вот важнейшее и чудеснейшее из его деяний: до него вся Нумидия была бесплодна и по своим природным свойствам почиталась непригодной к обработке; он первый и единственный из царей доказал, что эта страна не менее всякой другой способна к произрастанию всех полевых и садовых плодов36, каждому из сыновей предоставив возделанное весьма плодоносное поле в десять тысяч плефров37 *. Посему, когда Масанасса умер, можно было с полным основанием превозносить его за эти заслуги. Три дня спустя после кончины царя Сципион38 явился в Кирту и все мудро устроил.

По словам Полибия, Масанасса умер девяноста лет от роду оставив после себя четырехлетнего сына, а незадолго до смерти одержал победу в большом сражении над карфагенянами; на следующий день видели, как он перед своей палаткой ел черный хлеб, и тем, кто удивлялся по этому поводу, онговорил, что делаетэто  (… ) 39 (О добродетелях и пороках).

КНИГА ТРИДЦАТЬВОСЬМАЯ

Гасдрубал, карфагенский военачальник, просил Голоссу ходатайствовать за Карфаген перед Публием (1). Ответ Публия Гасдрубалу; похвальбы Гасдрубала; порочность его (2). Величайшее несчастье эллинов — заблуждения их перед разгромом Коринфа (3). Очерк тяжелых испытаний эллинов в прежнее время (4—5). Почему автор так долго останавливается на этом предмете? Важность правды для историка (6). Оскорбление ахейцами римского посольства; милостивое отношение римлян (7). Римское посольство в Пелопоннесе; торжество партии Диэя и Критолая (8). Козни Критолая против римлян в Тегее; смуты в среде ахейцев, посеянные Критолаем (9). Дальнейшие мероприятия римлян к мирному улажению дел с ахейцами; противодействие этому со стороны Критолая; объявление войны ахейцами лакедемонянам или римлянам (10—11).

1. Просьба Гасдрубала к Голоссе ходатайствовать перед Публием за Карфаген. …Карфагенский военачальник Гасдрубал1 был тщеславный хвастун, вовсе не обладавший дарованиями ни государственного человека, ни главнокомандующего2. Образчиков его легкомыслия множество. Так3, прежде всего, он явился для переговоров к нумидийскому царю Голоссе4 во всеоружии, в пурпуровом5 плаще, застегнутом на груди, в сопровождении десяти оруженосцев; потом вышел вперед шагов на двадцать от оруженосцев из-за рва и вала, кивком головы подозвал к себе царя, хотя подходить-то следовало ему. Во всяком случае, Голосса подошел к нему один, в простом одеянии, по обычаю нумидян, и на близком расстоянии спросил, кого он так боится, что пришел сюда в полном вооружении. Когда тот ответил, что боится римлян, Голосса продолжал: «Оно и видно, иначе ты без всякой нужды не дал бы себя запереть в городе. Что же тебе угодно и о чем твоя просьба?» — «Я прошу тебя, — отвечал Гасдрубал,

— принять на себя посольство к римскому военачальнику и от нашего имени дать обещание выполнить всякое его требование. Только пощадите наш злосчастный город». — «Друг любезнейший, — был ответ Голоссы, — просьба твоя была бы прилична ребенку. Каким образом ты желаешь получить милость, какой вы не могли добиться через послов еще до начала военных действий6, пока римляне держались под Утикой7; теперь же ты заперт в городе с моря и с суши, и для тебя утрачена чуть не всякая надежда на спасение?» Гасдрубал возразил, что Голосса сильно заблуждается, что он возлагает большие надежды на иноземных союзников, — до Гасдрубала не дошла еще весть о поражении мавров и войска, стоявшего в открытом поле8, что сами карфагеняне не теряют веры в собственные силы, а главное, рассчитывают на богов и на их содействие, «ибо боги, — продолжал он, — не оставят своим участием тех, кто сделался жертвою явного предательства9, напротив, всячески помогут им и спасут их». Поэтому он просил Голоссу ходатайствовать перед римским военачальником во имя богов и судьбы о пощаде города, и напомнить ему, что карфагеняне, если просьба их не будет уважена, скорее перережут друг друга, нежели пожертвуют своим городом. После этих речей Гасдрубал и Голосса разошлись, обещая друг другу сойтись снова через три дня.

* Около 871 дес.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector