ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 575

Пелопоннеса, т. е. Лакедемона *** . Начавшаяся при Перикле пелопоннесская война была собственно борьбою между Афинами и Спартою за гегемонию; остальная Эллада поделилась между этими двумя государствами. Казалось, единению эллинов оставалось сделать шаг вперед,

— и вот, по известиям Ксенофонта и Плутарха, спартанец Калликратид, товарищ Лисандра по командованию пелопоннесским флотом, намеревается по возвращении в Спарту (406 г. до Р. X.) приложить все старания к примирению афинян и лакедемонян, тогда, надеялся он, эллины будут страшны для варваров *. Скоро после этого царь Лакедемона Агесилай, узнав об исходе битвы при Коринфе (395 г. до Р. X.) и о гибели большого числа неприятелей, воскликнул: «Несчастная Эллада, своими же руками ты погубила столько людей, что они могли бы, будь живы и сражайся вместе, победить всех варваров » **. Разумеется, личных стараний и желаний Перикла, Калликратида или Агесилая недостаточно было бы для устранения накопившихся веками препятствий к полному или долговечному замирению эллинских республик; но и факт разделения Эллады на два огромных союза, и надежды выдающихся государственных людей Спарты и Афин на водворение согласия в эллинской нации были только внешним выражением все более развивавшихся и распространявшихся чувств и воззрений. В выработке соответствующего умонастроения главное участие принимали Афины, те самые Афины, которые в изображении некоторых теперешних историков являются наиболее виновными и в раздробленности эллинов, и в слабости их. Плоды умственной деятельности афинян запечатлены глубоким знанием человеческой природы и потому оказывали могущественное образовательное действие не на эллинов только, но и на все позднейшее человечество. Трагедиями Эсхила, Софокла, Эврипида, комедиями Алексида, Анаксандрида, Менандра воспитывались не исключительно афинские, но общеэллинские и общечеловеческие чувства и убеждения; в афинском театре на празднество больших дионисий, главною частью которого были сценические представления, собирались каждый раз эллины из других городов в огромном количестве. Только под этим условием могли сложиться предания о том, как Афины по взятии города Лисандром спасены были от разорения декламацией отрывка из Еврипидовой трагедии, как облегчена была участь несчастных афинян после сицилийской экспедиции исполнением отрывков того же трагика, как лакедемоняне приостановили военные действия против Афин по случаю погребения Софокла и т. д . *** Геродот обнаруживает замечательную терпимость и внимание к варварским народам: египтян обращает в наставников эллинов, религиозные воззрения персов готов поставить выше эллинского антропоморфизма, нравы и обычаи всех народов находят у него одинаковое признание 4* . Фукидид и Исократ отличают эллинов от варваров только по степени образования и гражданственности 5* . Как рассказывают, Сократ на вопрос, где его отечество, отвечал: «Вся земля» 6* . Согласно с этим стоик Зенон (369—254 гг. до Р. X.) учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства 7* .

Если Перикл или Фукидид имел основание называть Афины «школою Эллады», то, разумеется, в том смысле, что влияния афинской образованности распространялись на всех эллинов без различия местности и политических учреждений. Поэты, философы, скульпторы, живописцы переезжали из города в город, вдали от родины пользовались сочувствием и влиянием и основывали школы на чужбине. Эсхил умер в Сицилии, Еврипид в Македонии, Фидий работал для платейцев, элейцев, лемносцев и других эллинов. Не говоря о таких центрах эллинской образованности, как Коринф, Сикион, Аргос и другие подобные, даже Ферм этолян и Мегалополь аркадян в IV—III вв. до Р. X. украшались многочисленными памятниками ваяния и живописи 8* . Мегалополь был построен с соблюдением всех правил строительного искусства Гипподамом Милетским (371—358 гг. до Р. X.) 9* . Успехи торговли, промышленности, художественного творчества усиливали взаимные сношения между различными государствами, умножая общеэллинские интересы и подготовляя почву для согласного решения общих задач общими мирными и военными средствами.

*** Plut Pericl. 17.

* Xenoph. Hellen. I 6 7; Plut. Lysand. 6. ** Plut. Agesil. 16. *** Plut. Nic. 17. 29. Lysand. 15; Diod. Sic. XIII 27; Vita Sophocl. 83—91, ed. Dindorf; Pausan. 127. 4* Herod. I 131. III 38. 5* Thuk. 14—6; Isocrat. Paneg. 50. 6* Cicer. Tuscul. 5 37; Plut. de exit. 5. 7* Plut. De Alex, fortuna 16. 8* Polib. V 8 9; Pausan. VII 18 6. VIII 30—33. 3, 44, 49; Plut. XXXIX 5. Cleom. 25. Philop. 1. 9* Aristot. Polit. II 5; К. Fr. Hermann. De Hippodamo Milesio. Marb.-Progr., 1841.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector