ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 648

сзаостренным ,круглоевотличиеотудлиненного ),νηί( ;νστρογγύλη ;’εнаторговомсудне ibid. 11

;‛;;νω;’εдела

носом, военного судна μακρα; ναύς.

12 (6) Дионисий-старший… От 405 до 367 г. до Р. X.. т. е. 38 лет длилась его тирания: власть тирана получил на 25-м году жизни (Cic. Tuscul. V 20), следовательно, умер на 63-м году. Plass. Tyrannis. II, 206 сл.

13 Коройба… Первое записанное имя олимпионика (776 г. до Р. X.), с которого и вошло в обычай вести счетолимпиадам. Paus. VIII 26 3. 14 ibid. Маргита — имя глупого всезнайки, героя древнейшей сатирической поэмы, «знающего много, но всезнающего скверно». Маргит пентюх, олух. 15 (4b 1) в истории Пирра ε;’ν τοΐς περι; Πίρρου, вероятнее всего, часть общего сочинения о Сицилии, а не отдельное сочинение о Пирре. Dion. Halic. I 6; Cicer. Ad fam.V12 2.

площадьналевомберегу ,Campus ,Campus Martius .;Κάμπω ;˜;ντω;’εМарсовомполе … наibid. 16

Тибра, с жертвенником Марса, назначавшаяся для военных упражнений и для собраний комиций. Тимей, очевидно, повторял одно из объяснений исконного обычая — приносить коня в жертву, — находившееся в связи с легендою о родстве римлян с троянцами через Энея. Геродот сообщает о принесении лошадей в жертвумассагетами, скифами, персами. I 216, IV 61, 72, VII 113.

17 (4c 3) в изыскании περι; τα;ςα;’νακρίσεις. Дальше разъясняется достаточно смысл этого требования. Любопытно, что все источники исторических сведений и критерии этих сведений помимо автопсии сводятсяк показаниямсвидетелейик умению историка разобраться в разноречии показаний.

̃

πολείπεσθαί μοι δοκεΐ τη;ςα;’ληθείας. В переводе мы старались выразить то противоположение понятий

— видимости, притязательности с одной стороны и подлинных свойств с другой,— какое содержится в словах ε;’πίφασις и α;’λήθεια, предваряемых к тому же определениями μεγίστην и πλεΐστον. Срвн. XIV 2 9. XXXI 5 3—4.

19 (5) Арефуса… Один из многочисленных источников с этим именем находился на о-ве Ортигии, входившем в состав Сиракуз, теперь Occhio della Zilica; источник так назван по имени реки в Элиде, изливающейся в Алфей. Миф об Арефусе находится в связи с ранним перенесением культа Артемиды с берегов элидскогоАлфея в Сиракузы. Pind. Nem. I, 1 сл.; Strab. VI 2 4, р. 270; Virg. Aen. III, 694 сл. Тимей в этом случае передавал одно из народных сказаний и за несогласие его с действительностью не ответствен, как ивыше, относительно коня. 4b 1.

20 (5 1) город локров… Зефирские, или Эпизефирские Локры, колония озольских локров в области древних сикулов, на восточном берегу Калабрии, в войне на стороне Ганнибала. Историк обращается к этому городу в 549 году по случаю взятия его римлянами. Liv. XXIX 6—9.

21 (2) к далматам… Как война в Далматии, так и иберийская, о которых идет здесь речь, относятся ко времени гораздо более позднему, после переселения нашего автора в Рим (т. е. после 167 г. до Р. X.), первая к 596 г. от основания Рима — 158 г. до Р. X. (XXXII 18), вторая к 603 г. — 151 г. до Р. X. (XXXV).

22 (4) сообщение Аристотеля τη;νυ;‛π’ ’Αριστοτέλους παραδιδομένην ι;‛στορίαν о Локрах, учреждениям которых (η;‛ Λοκρω;˜ν πολιτεία) отводилось особое место в обширном сочинении, Πολιτεΐαι πόλεων, обнимавшем 158 конституций, того самого, часть которого, Πολιτεία ’Αθηναίων, недавно открытая и изданная, вышла и в русском переводе П. Шубина: Аристотеля «Афинское государственное устройство». Спб. 1891.

23 (7) девушекИлион, как искупительная жертва за кощунство Эанта, сына Оплея, который силою увлек из храма Афины дочь Приама Кассандру. Strab. XIII 1 40, р. 600. Следовательно, Полибий вслед за Аристотелем, Эфором, выводили эпизефирских локров из Локриды Опунтской, а не Озольской; Страбон производит их от этих последних. VI 1 7, р. 259. Сбивчивы известия Полибия о локрских женщинах, вероятно, содержат в себе намек на архаический обычай, ведения родства по женской линии, как было, например, уликиян. Herod. I 173.

24 (6) от женщин. Аристотелевский вариант должен был гласить, что вместе с рабами удалились в колонию знатные гражданки из числа т. н. ста семейств. Анализ этого предания см. у Дункера, Gesch. d. Alterth. VI 22 сл. 5 Grote, Hist. de lα Grèce V 101 сл. (trad).

25 (6 1) с локрами Эллады… Автор разумеет опунтских. См. предыдущ. примеч.

26 (2) уговор ο;‛μολογίας. Та же история рассказана Полиеном в его Стратегематах (VI 22). Отсюда выводилась поговорка Λοκρω;˜ν σύνθημα. Eustath. II. p. 275, 43 Mich. Apostol Prov. Centur. XII n 10. Срвн. ниже 12 a 1 прим.

27 (6a 2) рабы… лакедемонянами, т. е. основатели колонии. Место не совсем ясное потому, между прочим, что сам автор высказывает доводы натянутые, малоправдоподобные, а это не свидетельствует в пользу состоятельности гипотезы Полибия — Аристотеля: будто колония основана рабами локров, находившихся в дружественных отношениях с лакедемонянами; отсюда будто бы желание локров эпизефирских поддерживать добрые отношения с Лакедемоном. Связь со свободными локрами у них была через тех знатных женщин, которые вместе с рабами удалились на новое жилище. Ср.: Dionys. Perieget.

v. 365 cл. Основание колонии относится ко времени, мессенских войн, в которых опунтские граждане

18 (4d 1) насколько…

γένει μεγίστην ε;’πίφασιν ε;‛; ´λκών Τίμαιος πλεΐστον α;’

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector