ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ стр. 740

56 (12) поговорка, исходилаотФемистоклавнесколькоинойформе: α;’πολώμεθαα;’; ´ν, ει;’ μη; α;’ πωλόμεθα. Plut. Themist. p. 126. ВВатик. палимпсестеприведенопояснениепоговорки: ω;‛ςα;‛; ´ν ει;’ μη; οι;‛ κακοι; α;’πώλοντο, ου;’κα;’; νη;‛ ‛Ελλα;ς διεσέσωστο. По словам Зонары, Эллада первое время по разрушении Коринфа сильно страдала от насилий всякого рода, а потом наслаждалась спокойствием и благосостоянием, так что можно было слышать выражение: если бы эллины не были так быстро порабощены, то не остались бы в живых ει;’ μη; θα;˜ττον ε;‛αλώκεισαν, ου;’κα;’; νε;’σώσαντο. (Zonar. IX 31 серед.). Эта же глава Зонары содержит сжатый очерк завоевания Эллады римлянами. Виновниками распри в союзе, в которую вмешался Рим, которая повела к катастрофе, историк называет ахейцев с их жалобами на лакедемонян.

57 (12 1) Авл Постпумий, консул 603 г. от основания Рима (151 г. от Р. X.), один из 10 римских комиссаров (legati), вместе с Луцием Муммием устраивавших Элладу после разрушения Коринфа. Автор останавливается на нем по поводу деятельности комиссаров и, следовательно, по окончании истории завоевания Эллады. Таким образом, подлинные известия Полибия о войнах римлян с ахейцами сначала под начальством Метелла, потом Муммия, о гибели Диэя, о занятии Коринфа потеряны для нас. По словам Цицерона, он был претором как раз в том году (599 г. от основания Рима), когда в Рим явились посламифилософы: КарнеадДиоген (и Критолай). Асаd. II 45, 137. Cp.: Pauly. R.-Encyclop; Postumii II 33.

58 (2) пустой… самохвал στωμύλος και; λάλός και; πέρπερος διαφερόντως, синонимические определения, как обИсократе: φύσει δε; ω;’; ν λάλος και; πέρπερος και; κατακορής. XXXII 6 5. Немного ниже о Постумии κατακορής (§ 3).

59 (4) стихотворение… историю ποίημα — και; πραγματικη;νι;‛στορίαν, историю Рима на греческом языке. Цицерон называет Постумия sane doctum hominem, ut indicat ipsius historia scripta graece (Acad. II 45); о той же истории Геллий (N. A. XI 8), Плутарх (Cato mai. 12. р. 343).

60 (6—9) Удивляюсь… дело. Геллий выписал из К. Непота это самое обращение на латинском языке: «Ne tu, Aule, nimium nugator es, cum maluisti culpam deprecari, quam culpa vacare. Nam petere veniam solemus, aut cum inprudentes erravimus, aut cum compulsi peccavimus… Oro te, quis perpulit, ut id committeres, quod, priusquam faceres, peteres, ut ignosceretur. N. A. XI 8.

61 (9) чтобымеры ι;‛; ´να μη; κατετόλμων τοΰ καλω;˜ςε;’χοντος то же, что τολμα;˜ν παρα; το; καλω;˜ςε;’; ´χον.

62 Решительная битва между Муммием и Диэем произошла на Коринфском перешейке, причем у римлян было 23 000 пехоты и 3500 конницы, у ахейцев 14 000 гоплитов и 600 конных воинов. После поражения Диэй бежал не в Коринф, откуда все-таки мог бы оказать еще сопротивление, но в родной Мегалополь, там умертвил жену и сам отравился. Pausan VII 16 6; Vellei. I 11; Zonar. IX 31; Oros. V 3; Justin. XXXIV 2; Flor. I 32. Следующая сцена, записанная Страбоном со слов нашего автора VIII 6 26, р. 381, происходила на коринфском пепелище.

63 (13) о грубости… предметами… Не выше ценил эти произведения сам Муммий. Веллеем записан анекдот, что римский военачальник был убежден, что перевозчики картин и статуй эллинских мастеров могли бы с удобством заменить произведениями своих рук потерянные ими экземпляры: si eas perdidissent, novas esse reddituros. Vellei. I 13.

64 (3) Аристида… Аристид — живописец фивско-аттической школы IV в. до Р. X. Брун о нем пишет: eines Künstlers, der in der Darstellung von Stimmungen des Gemüthes und Gefühles von den zartesten Regungen bis zu hohem pathetischem Affect Meister war. Da aber die ganze Richtung dieses Künstlers besonders auf einer vom feinsten Sinne geleiteten Beobachtung der Natur beruhte, so lag in ihr bereits der Keim zu einer naturalistischen Auffassung überhaupt. Gesch. d. gr. Künstler, I 316 сл. Срвн. его же, II, 1, 171—181. Словами: «Ничего к Дионису» ο;’υδε;ν προ;ς το;ν Διόνυσον критики отрицали за картиной всякое достоинство. Страбон, видевший картину в храме Цереры в Риме, очень хвалит ее (VIII 6 23, р. 381). Самая поговорка сложилась несравненно раньше, примерно в VI в., когда в начальных опытах трагедии на место Диониса выводились героями другие личности. Сюжет другой картины известен из трагедии Софокла «Трахинянки».

65 (14) Филопеменгородах… Что Филопемен по смерти удостоен был божеских почестей, и что многие города почтили его память статуями, говорят Плутарх (Philop. 21), Ливий (XXXIX 50) и др., свидетельствуюти надписи. Hertzberg. Gr. Gesch. I, 168.

ктовпадаетвгрубейшую ,διέψευσταιотом ;μφόδω;’α’λλ;’α,;θύρα;’ου»улице …Невдверях) «2(66

ошибку.

67 (3) уполномоченные, легаты οι;‛ πρέσβεις, обыкновенно οι;‛ δέκα (Полиб., Дион, Зонара). Известны имена только двух комиссаров: Спуния Муммия, отца ахейского Муммия, и Альбина проконсула. Cicer. Epist. XIII 30.

-Ди,какдействоваливсвоейвраждекримлянамКритолай ,наобум ,зря ;˜;κη;’ειбезрассудно )5(68

эй ит. д. 69 (10) Ахея… Ахей — мифический родоначальник ахейского племени, сын Ксуфа, внук Эллина. Pausan. VII 1 2—8.

70 (15 2—6) Принадлежность Полибию той части главы, которая заключена в скобки, впервые заподозрена Валуа на основании слов: при жизни и после смерти και; ζω;˜ντα και; μεταλλάξαντα; в том же смысле гораздо решительнее высказался Рейске (totus hic locus Polybii non est, sed aut excerptoris, aut

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector