ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 21

собственной доброй воле.

По сей причине важно не то, что делают или
что дают, но то, с каким расположением духа это
совершают, ибо в этом-то расположении лица,
дающего или делающего, и состоит самое
благодеяние, а не в том, что дают или делают.
Большую разницу между тем и другим можно
видеть уже из того, что благодеяние всегда
остается благом, тогда как то, что делается или
подается, – не благо и не зло. Дух возвышает
малое, очищает нечистое и лишает цены великое
и слывшее ценным; само же по себе то, к чему
стремятся, не имеет никакой природы: ни доброй,
ни злой; важно то направление, какое дает ему
виновник действия, от которого зависит
назначение предметов. Самое благодеяние
состоит не в том, что составляет предмет
исчисления и раздачи, подобно тому, как не в
самих жертвах состоит почитание богов, хотя бы
они были тучны и блестели золотом, но в
благочестивом и непорочном (расположении)
настроении духа молящихся. Таким образом,
люди добродетельные бывают благочестивыми
даже и в том случае, когда их приношение
состоит из одних зерен и похлебки, а злые,
наоборот, не оставляют нечестия, хотя бы и
обильно орошали кровью алтари.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector