ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 38

Таким благодеянием бывает желательно
хвалиться и приписывать его себе как виновнику.
Называешь ли ты благодеяниями те из них,
виновника которых тебе стыдно признать? Но
насколько приятнее, насколько глубже западают в
душу, притом так, чтобы никогда не оставлять ее,
те благодеяния, которые более доставляют
удовольствия при размышлении о том, от кого,
чем о том, что ты получил. Крисп Пассиен
говаривал обыкновенно, что от одних он лучше
бы желал (получить) суждение, чем благодеяние,
а от других – лучше благотворение, чем
суждение, и приводил следующие примеры: от
божественного Августа, – говорил он, – я лучше
желаю получить суждение, а от Клавдия –
благодеяние. Я же со своей стороны полагаю,
что не следует искать благодеяния того, чье
суждение не имеет цены. Итак, что же? Разве не
следовало от Клавдия брать того, что он
предлагал? Следовало, но так, как будто берешь
от Фортуны, которая, как ты знаешь, тотчас же
может сделаться в отношении к тебе
неблагожелательной. Посему зачем нам разделять
то, что перемешано между собой? У него
недостает наилучшей части – именно, что дано
без размышления, то уже не благодеяние. В ином
случае иногда и большие деньги, если только они

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector