ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 65

сравнением, которое заимствовано нашим
Хрисиппом от игры в мяч. Мяч падает, без
сомнения, благодаря промаху того, кто его
бросает, или того, кто ловит. Он тогда сохраняет
свое верное направление, когда вращается в руках
таких игроков, из которых и тот и другой ловко
его бросает и подхватывает, – необходимо, чтобы
хороший игрок иначе бросал мяч к противнику,
когда тот стоит вблизи, чем в том случае, когда
последний находится далеко. Точно такое же
условие наблюдается и в благодеяниях. Если оно
не сообразуется с тем и другим лицом, т.е. и с
дающим, и с принимающим, то в таком случае
исходит от одного и достигает другого не так, как
должно. Когда приходится иметь дело с
человеком испытанным и наученным опытом, то
мы станем бросать мяч смелее, потому что, куда
бы он ни направился, его отобьет искусная и
ловкая рука. Если же приходится иметь дело с
новичком и человеком неловким, то бросаем мяч
не так смело и сильно: такому противнику мы
станем возвращать его медленнее, осторожно
направляя (мяч) в самую его руку. То же самое
нужно делать и относительно благодеяний.
Некоторым надобно давать наставления, учить их
и удовлетворяться тем, когда с их стороны
заметно старание, смелость и охота. Во многих

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector