ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 70

доску поставь как разбойника и пирата, так и
царя, имеющего душу разбойника и пирата. Что
же надобно делать? Ведь такой человек почти
недостоин того, чтобы ему быть обязанным!
Когда я говорю, что надобно выбирать человека,
которому можно быть обязанным, то при этом
исключаю насилие и страх: как скоро

присоединяются эти последние, – возможность
выбора уничтожается. Если ты обладаешь
свободой, если выбор находится в твоей власти,
то сам решишь, чего ты желаешь и чего – нет.
Когда же необходимость уничтожает свободу, то
знай, что ты не принимаешь (по доброй воле), но
повинуешься. Никто не принимает на себя
никаких обязательств, как скоро принимает то, от
чего ему нельзя было отказаться. Если хочешь
знать, желаю ли я (принять твое благодеяние), то
сделай так, чтобы мне можно было не желать.
Однако, скажут, он дал тебе жизнь! Неважно,
что дается, если дается не по взаимному желанию
(дающего и принимающего). Если ты спас меня,
то это еще не значит, что по этому самому ты мой
спаситель. Яд иногда служит лекарством, но
посему еще не причисляется к веществам
здоровым. Иное хотя и приносит пользу, но не
налагает обязательства.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector