ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 71

ГЛАВА 19

Некто, пришедши убить тирана, (вместо того)
раскрыл мечом нарыв на его теле. Но тиран не
возблагодарил этого человека за то, что тот,
желая нанести вред, исцелил болезнь, от лечения
которой со страхом отступились руки врачей. Ты
видишь, что нет большой важности в самом
предмете благодеяния, потому что принесший
пользу с намерением принести вред никому не
представляется оказавшим благодеяние.
Благодеяние здесь надобно приписать случаю, а
обиду – человеку.

Мы видели в амфитеатре льва, который, узнав
в одном из гладиаторов (так называемых
бестиариев) своего бывшего хозяина, защитил его
от нападения зверей. Что же – надобно ли считать
благодеянием эту помощь зверя? Без сомнения,
нет, потому что он не имел воли – сделать
благодеяние и сделал это не с тем расположением,
в каком бывает душа человека, оказывающего
благодеяние. На место льва – поставь тирана. И
тот и другой даруют жизнь, но ни тот, ни другой
не делают благодеяния, ибо то не благодеяние,
когда принимают (его по необходимости), то не
благодеяние, когда бываешь обязанным тому,
кому не хочешь. Сперва надобно мне

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector