ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 126

случае) было бы обеспечено от случайности, что
великого мог бы ожидать от себя дух, если бы
судьба могла изменять даже испытанную
добродетель? Если раб не (может) делать
благодеяния для господина, то никто не может
делать благодеяния для своего царя и воин для
своего полководца. Ибо что за различие в том,
какой кто подлежит власти, как скоро он (только)
подлежит высшей власти? Ведь если рабу
препятствуют достигнуть имени человека,
оказавшего услугу, неволя и страх крайней
степени наказания, то ведь то же самое будет
препятствовать (достигнуть этого) и тому, кто
имеет царя, и тому, кто имеет полководца, потому
что под различными именами существует над
ними одинаковая власть. Но делают благодеяние
и для царей своих, делают для полководцев,
следовательно, могут делать и для господ. И раб
может быть справедливым, может быть храбрым,
может быть великодушным, следовательно,
может делать и благодеяние, так как и это
последнее свойственно добродетели. Рабы в такой
мере могут оказывать благодеяние господам, что
даже их самих (т. е. самую их жизнь) часто
делают предметом своих благодеяний.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector