ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 180

или мужа, как говорит Овидий,

– Не отдавшаяся только потому, что не позволено,

(в сущности) отдалась.

Не без основания относится к числу порочных
та, которая свое целомудрие сохранила ради
страха, а не для себя самой. Подобным же
образом, кто дал благодеяние, чтобы получить
его обратно, тот (в сущности) и не дал. Следует
ли, что мы оказываем благодеяние животным,
которых вскармливаем для употребления или для
пищи? делаем ли мы благодеяние для деревьев, за
которыми ухаживаем, чтобы они не пострадали
от засухи и затверделости запущенной и
невспаханной почвы? Никто не идет возделывать
поле из чувства справедливости и доброты и (не
идет из-за этого) ни на какое другое дело, плод
которого вне его.

Но к благотворительности приводит человека
не корыстное и низкое намерение, а
человеколюбие и щедрость, желание давать даже
после того, как он дал, – умножать новыми и
неослабными дарами прежние, руководясь одним
только соображением, (именно) каким благом
послужит (все это) тому, кому дается; а иначе –
низко, непохвально и бесславно – быть полезным
только потому, что это полезно (себе). Что

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector