ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 206

ГЛАВА 29

Значит, – говорит (эпикуреец), – когда
неблагодарный попросит совета, ты не станешь
давать ему, не позволишь ему почерпнуть воды и
не укажешь пути, когда он станет блуждать? Или
хотя и сделаешь это, но ничего не будешь дарить
ему? Я укажу различие – в данном случае, по
крайней мере, постараюсь его указать.
Благодеяние есть полезное дело, но не всякое
полезное дело – благодеяние, потому что иное
бывает так ничтожно, что не может носить такого
имени. Для того чтобы составить благодеяние,
должны соединиться два обстоятельства.
Во-первых, величина предмета, так как иные
(предметы) бывают ниже (той) меры (которая
дает право на приобретение) этого имени. Кто
называл благодеянием подаяние небольшого
хлеба, ничтожной монеты или дозволение зажечь
огонь? Правда, иногда и такие услуги приносят
больше пользы, чем самые важные, тем не менее
их ничтожность отнимает у них цену даже и в тех
случаях, когда по требованию времени они
делаются необходимыми.

Затем, что всего важнее, (к этому качеству)
должно присоединяться следующее условие,
именно: надобно делать добро ради того лица,

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector