ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 241

негодую на себя и я предам себя наказанию; я
ненавижу себя и много, сверх этого, подобного
же рода выражений, в которых каждый говорит о
себе как о другом лице. Но если, – говорят они, –
я могу себе вредить, то почему не могу оказывать
себе и благодеяния?

Кроме того, почему, если я оказал что-нибудь
другому, – это называется благодеянием, а если
самому себе, – нет; почему, если я получил от
другого, то бываю должен, а если дал самому
себе, то – нет? Почему я бываю в отношении к
себе неблагодарным, что не менее постыдно, чем
быть в отношении к себе скупым, суровым,
жестоким и небрежно относящимся? Торгующий
чужим телом пользуется такой же дурной славой,
как и торгующий своим собственным. Ведь
льстец и потакающий чужим словам, панегирист,
готовый лгать, подвергаются порицанию; не
менее подвергается порицанию и самоугодник, и
себялюбец, и человек, так сказать, льстящий
самому себе. Пороки ненавистны не только тогда,
когда в них заключается грех в отношении к
другим (Топз), но и тогда, когда они
направляются на самого себя. На кого станешь
более дивиться, как не на того, кто повелевает
самим собой, кто самого себя держит в
подчинении. Легче управлять варварскими

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector