ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 244

самого себя благодеяние, но ведь в то же время,
когда принимает, он и воздает его. В этом случае
заем совершается, что называется, дома и
название (действующего лица) из одного
немедленно переходит в другое, как в игре,
потому что дает не какое-нибудь другое лицо,
отличное от того, которое принимает, а одно и то
же. Выражение быть должным нигде не может
иметь места, как только в отношениях между
двумя лицами: каким же образом оно может
прилагаться к одному лицу, которое, обязывая
самого себя, в то же время освобождает себя от
обязательства?

Как в круге и шаре нет ни низа, ни верха, ни
конца, ни начала, потому что порядок
расположения изменяется вследствие движения, и
следовавшее после становится на первое место, а
приходившее к концу – снова получает начало, и
все, как бы ни шло, возвращается к одному и тому
же, так, сам посуди, бывает и в человеке: хотя бы
ты стал изменять его в многоразличные лица, он
тем не менее остается одним.

Он порезал себя: нет лица, против кого бы
стал вести процесс за нанесение обиды. Он связал
и заключил себя: его не задерживают за

причинение насилия. Он оказал себе благодеяние,
но одновременно и возвратил его дающему.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector