ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 249

образом, что все значение их указывает на
удаление от нас. Я брат, но брат другого, потому
что никто не бывает своим собственным братом.
Я равен, но равен другому, потому что кто же
бывает равен самому себе? Что подвергается
сравнению, то не может быть мыслимо без
другого; что присоединяется, то равным образом
не бывает без другого. Таким образом и то, что
дается, не бывает без другого, – следовательно, не
бывает без другого и благодеяния.

То же видно и из самого слова, в котором
содержится это понятие – благотворить
(Ьепеес
188е). Никто не благотворит себе, точно
так же как не покровительствует себе, не держит
своей стороны.

Можно исследовать это более
продолжительное время и на большем количестве
примеров. Разве не может быть этого, коль скоро
благодеяние надобно полагать в числе того, что
требует (участия) второго лица? Иное хотя и
бывает благородно, прекрасно, в высшей степени
добродетельно, но тем не менее может иметь
место только в отношении к другому лицу. Так,
восхваляется и почитается как одно из
величайших благ рода человеческого верность, но
говорят ли про кого-нибудь, что он оказал
доверие самому себе?

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector