ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 269

Разве ты не обязан (отплатить) благодеянием
за жизнь того, чью жизнь предпочитаешь своей?
Далее, когда спасли твоего сына, ты падаешь на
колена и возносишь молитвы богам, как будто
сам спасенный. От тебя исходят такие слова: Нет
никакого различия между тем, спас ли ты
принадлежащее мне или самого меня; ты двоих
спас – и меня даже более. Почему ты это
говоришь, как скоро не получаешь благодеяния?
Потому что и в том случае, если сын мой возьмет
в долг денег, я заплачу кредитору, однако сам от
этого не буду должником, и, если сын мой будет
захвачен в прелюбодеянии, я покраснею от стыда,
но от этого сам не стану прелюбодеем. Я говорю,
что обязан (отплатить тебе благодеянием) за сына
не потому, что действительно обязан, но потому,
что желаю в лице своем представить тебе
добровольного должника. Правда вследствие
того, что он сохранен целым, я получил
величайшее удовольствие, величайшую пользу и
притом избежал тягчайшей скорби сиротства. Но
в настоящем случае вопрос заключается не в том,
принес ли ты мне пользу, но в том, оказал ли
благодеяние? Ведь пользу приносят: и животное,
и камень, и трава, тем не менее они не оказывают
благодеяния, которое никогда никем не
оказывается, кроме желающего. Ты же хочешь

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector