ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 270

оказать его не отцу, а сыну; а отца иногда даже и
не знаешь. Поэтому, когда говоришь: Итак, разве
я не оказал благодеяния отцу спасением его
сына? – то сопоставь с этим следующее: Итак, я
оказал благодеяние отцу, о котором не знал, о
котором и не думал. Что же, значит, может со
временем случиться, когда, ненавидя отца,
спасешь сына, то ты оказываешься сделавшим
благодеяние человеку, к которому относился в
высшей степени враждебно в то время, когда
делал это благодеяние?

Но, отложив в сторону разговорные
препирательства, отвечу прямо, как
юрисконсульт: Надо обращать внимание на

душевное состояние благодетеля: он оказал

благодеяние тому, кому желал оказать. Если он
сделал это в честь отца, то благодеяние получил
отец, но отец не обязывается (отвечать) за
благодеяние, оказанное его сыну. Отец не бывает
в долгу, хотя и получает наслаждение от этого
благодеяния. Но тем не менее, если ему
представится случай, он будет иметь желание и
сам что-нибудь сделать в благодарность, но не
как поставленный в необходимость уплатить
долг, а как имеющий повод начать (имеется в
виду обмен благодеяний). Благодеяние не должно
быть требуемо от отца обратно: если он

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector