ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 272

Ты называешь, – говорят, – благодеянием
то, чем тот оскорбляется и мучится?

Многие благодеяния имеют печальный и
скорбный вид, как, например, резать, жечь и
заключать в узы с врачебной целью. Надо
обращать внимание не на то, не огорчается ли
кто-нибудь оказанным ему благодеянием, а на то,
следует ли радоваться этому человеку или нет? Не
бывает еще негодным тот денарий, который
бросил варвар и человек, не имеющий понятия о
государственной монете. Благодетельствуемый и
ненавидит, и в то же время принимает
благодеяние, если только оно приносит пользу,
если тот, кто делал его, делал для того, чтобы
помочь. Неважно, как скоро и кто примет доброе
дело с недобрым расположением духа. А теперь
обрати это (т. е. вышеприведенное рассуждение) в
противоположное: человек ненавидит своего

брата, иметь которого для него полезно. Я убил
его (т. е. брата). Этот поступок не будет
благодеянием, хотя бы тот (т. е. другой брат) и
называл его (этим именем). Я нахожу следующее:
известная вещь приносит пользу, поэтому она –
благодеяние; приносит вред – и поэтому не
заключает в себе благодеяния. А вот я подарю
нечто такое, что не приносит ни пользы, ни вреда
и тем не менее будет благодеяние.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector