ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 274

благодеяние, и приводят следующие основания
для этого: Человек недостойный не воздаст и
тому, кто у него требует воздаяния, а достойный
сделает воздаяние и сам по себе. Кроме того, если
ты оказал благодеяние человеку доброму, то
смотри, чтобы напоминанием не причинить ему
обиды, как будто (намекая на то, что) по своей
воле он и не был намерен возвращать. Если же ты
оказал благодеяние дурному, то и неси за это
кару. Не унижай благодеяния (чуждым для него)
именем, делая его кредитом. Кроме того, чего
закон не приказал требовать обратно, то
запретил.

Все это верно. Пока ничего не теснит меня,
пока судьба ничего от меня не требует, я скорее
буду искать случая оказать благодеяние, чем
требовать воздаяния за него. Но если дело идет о
спасении детей, если подвергается опасности
жена, если спасение и свобода отечества
посылают меня даже туда, куда идти мне бы и не
хотелось, то я поборю свой стыд и буду
свидетельствовать, что мною сделано все, дабы не
нуждаться в помощи неблагодарного человека;
необходимость вновь получить благодеяние, в
самое последнее время, победить стыд –
требовать воздаяния. Затем, когда я оказываю
благодеяние доброму человеку, то оказываю его

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector