ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 288

ГЛАВА 4

Ты утверждаешь, – говорят (нам), – что
иногда мы не бываем в долгу за благодеяние у
того человека, от которого это последнее
получили, следовательно, оно у нас отнято.

Много бывает такого, благодаря чему мы
перестаем быть в долгу за благодеяние: перестаем
не потому, чтобы это последнее было у нас
отнято, но потому, что оно осквернено.

Кто-нибудь защитил меня перед судом, но он
в то же время (при помощи насилия) нанес моей
жене постыдное оскорбление. Он не отнял
благодеяния, но, противопоставив ему
равносильное оскорбление, тем самым освободил
меня от долга; и если он причинил более
оскорбления, чем ранее принес пользы, то не
только прекращается благодарность (за
благодеяние), но как скоро оскорбление
перевешивает в сравнении с благодеянием, то
представляется и свободное право мстить и
жаловаться; таким образом, благодеяние не
уничтожается, а превозмогается (обидою).

Что же, разве иные родители не бывают
настолько жестоки и преступны, что законным и
справедливым представляется от них отвращаться
и отказываться? Ужели же отсюда следует, что

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector