ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА    О БЛАГОДЕЯНИЯХ    стр. 304

имея в виду двоих (т. е. себя и меня), и полагал
различие между мною и собою. Пусть он сам
пользуется большею частью этого благодеяния,
но если он допустил меня до соучастия в нем,
если он помышлял о двоих, то я оказываюсь не
только несправедливым, но и неблагодарным, как
скоро не радуюсь тому, что оказанная мне им
помощь принесла пользу и ему самому. Только
величайшей злобе свойственно ничего не
называть благодеянием, кроме того, что принесло
благотворителю какой-нибудь ущерб.

Тому благодетелю, который оказывает
благодеяние ради своей собственной пользы,
отвечу: Зачем, воспользовавшись мною для

своих целей, утверждаешь, что скорее ты оказал
мне помощь, чем я тебе?

Представь, – говорят, – что мне иначе нельзя
быть чиновником, как под тем условием, если я
из большого количества пленников выкуплю
десять пленных граждан. Разве ты ничем не
будешь мне обязан, как скоро я освобожу тебя от
рабства и оков? Но я сделаю это ради самого
себя!

На это отвечу: в настоящем случае ты одно
делаешь ради самого себя, а другое – ради меня:
ради самого себя делаешь то, что выкупаешь, ибо
тебе, для твоей пользы, достаточно выкупить кого

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector