Главная / Рим / Юпитер

Юпитер

Юпитер



Юпитер

Юпитер (Juppiter, Jovis Pater, от juvare, “помогать”, первоначально Diovis, “блестящий”, Diespiter, Dispater, “отец дня”, отсюда его жрец – flamen dialis) · бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: “молниеносный”, “гремящий”, “дождливый”), царь богов, отождествляющийся с греческим Зевсом.

По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер – индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер – дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер (“плодоносный”), фагутал (“бук”), румин (“смоковница”), вимин (“тростник”). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, “свет”), ему были посвящены дни полнолуний – иды (Macrob. Sat. I 15, 14); почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641).

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell.. I 21, 4); как Юпитер Термин – хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер – защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера, с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога), на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, “сотрудничающих, помогающих” и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли.

Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом “наилучший, величайший” (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчиненные Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде.

При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.

По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог (“все полно Юпитером”), как душа или разум мира, эфир, все порождающий и принимающий в себя.

римская мифология · боги и божества рима · список существ и событий · библиография

Adblock detector